История дороги Карта дороги Дорога сегодня |
Главная страница Фотогалерея Об этом сайте |
Расписание поездов Станция Альметьевская Об авторе |
Подвижной состав в широком смысле слова - всё, что передвигается по железной дороге - разного рода вагоны, локомотивы, путевые машины. Далее опишем более подробно типы локомотивов и вагонов, более-менее часто встречающихся на линии Акбаш - Агрыз. Путевые машины, как то: дрезины, мотрисы (за исключением РА1), ремонтная техника и т. п. не будут описаны, но их фото можно будет увидеть в данном разделе.
Локомотивы, как известно, снабжены силовыми установками и двигателями, позволяющими им самостоятельно двигаться и водить составы различной массы в зависимости от мощности силовой установки. В этом отношении принято выделять маневровые и магистральные локомотивы. Манёвровые локомотивы (практически всегда это тепловозы) имеют небольшую мощность и предназначены для манёвровых работ, когда приходится многократно передвигать в пределах одной станции небольшие составы (иногда по 1 вагону) в различных направлениях. Магистральные локомотивы значительно более мощные, они предназначены для перемещения тяжёлых (от 2 до 6 тысяч тонн) составов на дальние расстояния.
В зависимости от типа силовой установки различают автономные и неавтономные локомотивы.
Автономные локомотивы сами производят энергию для движения. Чаще всего они оснащены двигателем внутреннего сгорания (дизелем), энергия вращения которого передаётся колёсам через специальную систему привода. Такие локомотивы называются тепловозами. Чаще всего на линии Акбаш - Агрыз встречаются тепловозы с электрическим приводом: дизель вращает электрогенератор, который вырабатывает ток, подаваемый на тяговые электродвигатели.
Неавтономные локомотивы, или, проще говоря, электровозы, получают электроэнергию из контактной сети (как трамвай и троллейбус), преобразуют её в "удобоваримый" вид и подают на тяговые электродвигатели. Электровозы на линии ходят только через станцию Агрыз, где проходит система питания переменного тока напряжением 25 киловольт. Электровозы переменного тока преобразуют получаемый ток в постоянный более низкого напряжения. Это связано с тем, что пока более распространены тяговые двигатели постоянного тока, более удобные и простые в производстве и обслуживании. Однако появление тяговых двигателей переменного тока уже не за горами.